В последнее время, наряду с уже ставшими популярными технологиями, в арсенале известных врачей-косметологов всё чаще и чаще можно встретить светотерапию. И пока в России светотерапия низкоинтенсивными лазерами и фотодинамическая терапия снова набирает популярность, за рубежом им уже не уступает в популярности новое явление – day-light терапия.
МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ DAY-LIGHT ТЕРАПИЮ НОВИНКОЙ СРЕДИ МЕТОДОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ?
Ещё в древности, псориаз, витилиго и экзему лечили сочетанием экстрактов растений и солнечного света. В 1897 году студент Мюнхенского университета Оскар Рааб обнаружил токсический эффект от взаимодействия солнечного света и акридинового оранжевого красителя относительно клеток Paramecium caudatum. Его учитель, немецкий фармаколог Херманн фон Таппейнер, пришёл к пониманию, что кислород играет важную роль в фотодинамическом процессе и впервые применил фотодинамическую терапию на пациентах в 1903 году. А в 1970-х годах в практику был широко внедрён протокол применения ФДТ с использованием красного спектра света и гематопорфирина. Но изначально метод был основан на использовании именно естественных источников света. Конечно, сегодня сложно противопоставить солнечный свет современному оборудованию, но и исключать его окончательно совершенно не следует.
DAY-LIGHT THERAPY – ТЕРАПИЯ ДНЕВНЫМ СВЕТОМ ПРИ ПОМОЩИ НАРУЖНЫХ СРЕДСТВ С ФОТОСЕНСИБИЛИЗАТОРОМ.
На сегодняшний день, с целью разгрузки кабинетов ФДТ, солнечные солярии на крышах госпиталей в европейских странах активно пользуются спросом у пациентов для терапии кожных заболеваний, когда не требуется высокая плотность и мощность света, и когда определённую дозу света можно набрать при использовании обычной солнечной энергии за более длительное время.
EXPLORATION IS KNOWLEDGE. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ DAY-LIGHT ТЕРАПИИ.
Ещё в 2018 году, когда на российском рынке только начали появляться кремы, содержащие фотосенсибилизатор, мы проводили значительное исследование на тему, как и насколько включение day-light терапии влияет на эффекты классической ФДТ в условиях мегаполиса.
Под наблюдением находились группы женщин с актиническим кератозом и базальноклеточным раком в анамнезе. В каждой нозологической группе мы выделили две подгруппы, опираясь на наличие менструального цикла либо уже стабильного климактерического периода. Часть женщин получала монотерапию красным светом с топическим фотосенсибилизатором, а вторая часть дополнительно – кремы для домашнего ухода с хлорином-Е6.
При этом сам хлорин-Е6 не обладает уникальными свойствами без стимуляции света. В результате, мы получили не только потенцирование эффективности ФДТ до 20%, но и удержание результатов в более длительном и на более высоком уровне спустя один и два года после завершения курса.
НОВЫЕ ТОПИЧЕСКИЕ ПРЕПАРАТЫ ДЛЯ ФОТОДИНАМИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ.
Одной из последних новинок, на которую стоит обратить внимание – это гель-фотосенсибилизатор на основе фикоцианина, который работает по принципу day-light терапии. Фикоцианины являются олигомерными белками, представляющими α- и β-субъединицы. Α- и β-мономер имеют три хромофора фикоцианобилина, где Α-субъединица содержит один фикоцианобилин, а β-субъединица в своём составе имеет два фикоцианобилина.
Например, врачи-косметологи используют ФДТ в своей работе с аблятивными процедурами для ускорения периода реабилитации; при работе с акне и осложнениями для антибактериального и антимикробного эффекта; а так же, как самостоятельный противовоспалительный эффект. Совершенно теми же и даже некоторыми сверх-полезными свойствами в работе обладает и сам фикоцианин.
ФИКОЦИАНИН И ЕГО СВЕРХ-СПОСОБНОСТИ.
Давайте разберём механизм его работы без световой стимуляции подробнее. Как показывает многолетний опыт исследований, ведущим фактором развития окислительного стресса является экспрессия циклооксигеназы-2 (ЦОГ-2), перекисное окисление липидов клеточной мембраны и воспаление. ЦОГ-2 участвует в переходе арахидоновой кислоты в простагландины и другие эйкозаноиды. Сверхэкспрессия ЦОГ-2 связана с высоким уровнем простагландина Е2 (PGE2), который стимулирует пролиферацию клеток и опосредует иммуносупрессию.
В экспериментах показано, что фикоцианин ингибирует выработку ЦОГ-2 в клетках гистиоцитарной опухоли крысы AK-5, генерирует АФК в опухолевых клетках, активирует каспазу-3 и подавляет экспрессию антиапоптотического вещества Bcl-2, тем самым делая раковые клетки уязвимыми для апоптотической гибели.
В 2012 году Гупта и соавторы показали, что местное лечение препаратами с разной концентрацией фикоцианина снижает выработку 12-O-тетрадеканол-форбол-13-ацетата (ТРА), изменяя экспрессию ЦОГ-2 и ИЛ-6 дозозависимым образом. Из этого следует, что препараты на основе фикоцианина могут быть естественными противовоспалительными средствами с селективным ингибированием ЦОГ-2 и ИЛ-6.
Острым вопросом перед профессиональным сообществом стоит проблема гиперпигментации. Для дерматологической и косметологической практики крайне интересен антимеланогенный эффект фикоцианина как с точки зрения профилактики, так и в ракурсе терапии проблемы.
Образование пигмента представляет собой многостадийный процесс. Синтез меланина происходит в цитоплазматических органеллах меланоцитов – меланосомах. К основным ферментам, содержащимся в меланосомах, относятся тирозиназа (TYR), белок-1 (TYRP-1) и белок-2 (TYRP-2). Вещества, повышающие регуляцию экспрессии этих ключевых генов, могут способствовать меланогенезу в меланоцитах. В свою очередь, Фикоцианин ингибирует активность тирозиназы и образование меланина, что позволяет получить дозозависимый эффект.
КОГДА РЕЧЬ ИДЁТ О ПРОФИЛАКТИКЕ СТАРЕНИЯ, СТАНОВИТСЯ ВАЖЕН АНТИОКСИДАНТНЫЙ ЭФФЕКТ ФИКОЦИАНИНА.
УФВ-излучение способствует выработке АФК, в том числе простого кислорода, супероксид-аниона, перекиси водорода, гидроксильных, алкоксильных и гидропероксильных радикалов. Аномальное повышение уровня АФК, связанное с воздействием УФ-излучения, повреждает систему антиоксидантной защиты организма, способствует окислительному стрессу и приводит к повреждению ДНК, липидов, белков и других клеточных компонентов.
Фикоцианин снижает образование полярных радикалов и, следовательно, защищает от различных окислительных повреждений, вызванных АФК. Если говорить о результатах фотодинамической терапии (ФДТ), то это регенерация на клеточном уровне. Как часть омоложения и как работа в комбинированных протоколах.
Янг Я и соавторы проверили ингибирование продукции АФК с помощью фикоцианина в культуре клеток кератиноцитов кожи человека, облученных УФВ. Индуцированная УФ-В-продукция АФК снижалась на 51,2 и 55,1 % в клетках, обработанных 40 и 80 мкг/мл фикоцианина соответственно.
Кроме того, то же исследование показало значительное снижение уровня матриксной металлопротеиназы-1 (ММП-1) и матриксной металлопротеиназы-2 (ММП-2), которые были повышены после УФ-В-облучения и связаны с деградацией коллагена и фотостарением.
После применения фикоцианина так же наблюдалась повышенная экспрессия белков инволюкрина, филаггрина и лорикрина, играющих существенную роль в формировании кожного барьера и гидратации.
DAY-LIGHT ТЕРАПИЯ. ПРОЛОНГИРОВАННАЯ НЕПРЕРЫВНАЯ ФОТОДИНАМИКА.
Фикоцианин, стимулированный световой энергией солнца и бытовых приборов освещения, позволяет получить эффект за счёт фотодинамической реакции в коже, а при отсутствии света – непосредственно сам фикоцианин будет потенцировать эти эффекты за счёт своих уникальных свойств.
Исходя из результатов исследований, можно сказать: когда процедуры ФДТ дополнены препаратами для домашнего применения на основе фикоцианина, мы уверены, что идёт непрерывное воздействие на кожу.
Автор: Валентина Петунина, к.м.н., врач-дерматовенеролог.